Ручное управление в FIFA 13

Сайт fifafifa.ru выражает благодарность автору материала Леонтьеву Сергею.


Внимание!
Статья носит исключительно субъективный характер; тон статьи основан на многочасовом опыте интернационального онлайн-кооператива в FIFA 12, а также игры 1х1 или с ИИ на ручном управлении. Лиц с чувствительной психикой просим не читать.

В общем, все началось с того, что я скачал демку, а потом и порезался уже в игру чисто в целях ознакомления; но подумал не торопиться и через месяц-другой усмирить гнев. Переосмыслить. Но все равно гнева и теперь хватает на написание  разгромной тролльской статьи в стиле видео-монологов Александра Бубнова про наш футбол. Речь здесь пойдет про дисбаланс FIFA 13, который гробит потенциал этой великой игры! Не знаю лично про автоматическое управление (я от него отказался в 11ой версии), но с уверенностью могу сказать, что дисбаланс стал крайне ощутим на ручном управлении. Весь обзор, естественно, пишу для настроек «по умолчанию», когда параметры ИИ/игрока выставлены везде на 50.

В самом-самом начале мне FIFA 13 понравилась. Но после недельного теста мною были выявлены косяки, которые, как мне кажется, исправят только в следующих версиях. Точнее, исправит их только новый движок в лицах людей с другой философией, близкой к недавнему PES 2013. Благодаря FIFA 13 я стал замечать то, что было удобством в FIFA 12, на что я, оказывается, не обращал внимание. Я не знаток серии PES, исключая ранние версии; но PES 2013 мне по ручному управлению больше понравился, чем FIFA 13 - там более управляемый игровой процесс. В японской игре имеется больше нюансов и мелочей при ручных распасовках. Да, быть может, там нет такого куража, картинка не та немного, но где-то японцы поняли нечто такое, связанное с духовностью. Чего в FIFA 13 мне стало резко недоставать.

В чем же горечь FIFA 13? Отмечу кратко кое-какие ухудшения для ручного управления, которые видны невооруженному взгляду ручника, закаленному в FIFA 11-12:

  • игроки стали менее управляемы вследствие снижения чувствительности джойстика на команды относительно движения игроков ИИ;
  • пасы теперь "магическим" образом компьютер помогает выполнить «не туда» - раньше пас можно было почти в направлении 360 градусов отправлять, а хирургические вмешательство его величества ИИ чувствовалось минимально, следовательно, траектория паса была более разумная и логичная;
  • подстроиться под мяч, чтобы выиграть голову стало куда труднее;
  • подстроиться под мяч, под неудобный пас ручнику «ногами» виртуального футболиста тоже трудновато – однако это было бы только плюсом, плюсом к реализму, если бы компьютер и его подчиненные эти проблемы  испытывали с такой же частотой;
  • очень медленно происходит переключение игроков, это было еще в FIFA 12, но сейчас это стало сильнее чувствоваться;
  • «автопереключение в последний момент» иногда только портит управление защитой, особенно, если речь идет о закрытии телом ОЖИДАЕМОГО и логичного удара по воротам со стороны соперника, где дергаться вообще не следует, получается же какой-то сумбур и не особо нужная потеря позиции;
  • дружественные ИИ-защитники все чаще сваливается на грязные фолы явно не в Вашу пользу;
  • защищаться против  компьютера на уровне «Легенда» представляется проблемным – уровень же "Мировой класс" вполне соответствует или лишь немногим уступает "Легенде" FIFA 12.

Кажется, что игра живет своей жизнью, состоящей из очень резких пасов вперед и неожиданных разрывов между полузащитой и защитой, а Ваша команда – пушечное мясо, жалкое и бесконтрольное сборище двоечников из местного СДЮШОР. Быстро устают глаза, а также начинает болеть голова от такого сумбура. В общем, это не провал - но разработчики явно специально не доработали что-то, чтобы в 14ой фифе это за фишку сделать. Но я в это верю, наверное, еще с FIFA 11. Игра является супер лишь в том, что  уровень качества обертки сильно вырос, и ее качество продолжает прибавлять. Не более.  

«Хардкорность игры выросла – но не в умах и сердцах ботов, а в рефлексах их и примитивной, околоаркадной скорости»

Физика. Ячеек, где при игровых событиях может находиться мяч стало больше на поле, несомненно. Но я считаю, что разность уровней между командами стала сильнее чувствоваться. «Барса» в жизни не такие монстры, как их нам рисует FIFA 13, несмотря на действительно монструозные достижения реальной команды «Барселона». В FIFA 13 же область действия ноги у Пуйоля имеет длину в целых четыре метра, голова Пике забивает как отбойный молоток, а наш зрительный нерв просто не успевает увидеть его невидимый анимационный рывок в сторону Вашего игрока бегущего в двух условных корпусах мимо Пике.

Основная печаль. Главная фишка ручного управления, которая всегда прокатывала, от чего многие автоматчики ходили в туалет кирпичиками - резкие пасы в свободные зоны за спину защитникам в стиле сборной Испании – фишка теперь очень плохо работает. По сути, из-за этого ручное управление стало костыль больше напоминать, чем развязывание рук и драйв, переполненный детской радостью ошалелой тики-таки. К сожалению, чтобы выйти к воротам эти пасы – в настоящий момент практически малоэффективны, так как боты их стали перехватывать уже в зародыше.

«Все проблемы игры касаются только мяча, его контакта с игроком, а также проработки ИИ манипуляций с стиком, которые выполняет живой игрок перед компьютером».

Навыки. В навыках там ничего принципиального нового нет - да, пасы НИЗОМ по-другому стали делаться. А в целом техника удара по мячу осталась прежней, как и навесов. Сам мяч, несомненно, стал куда интереснее себя вести. Чудо-голы с 40 метров, как в FIFA 12 забить на ручном управлении стало труднее. Уровень прыгучести вратарей сильно вырос и требуется 5-6 ударов в створ, прежде чем забить тому же Вальдесу или Харту. Честно, я даже не играл со слабыми ботами, который дают бить. На арене же в ворота залетает всё, что можно.

Игра с живым соперником. Лан и онлайн - это всегда нечто другое. Игра за одним компом двух живых игроков в целом игре в одиночку мало чем отличается – боты, играющие за Вас, все равно лучше видят зоны, куда движется мяч, особенно, если скорость игры «Нормальная». Рубка с живым соперником сейчас более разнообразное занятие, чем было в предыдущих версиях игры. Это стоит отметить как плюс.

Математическая модель. Основная проблема, главная и не решенная со времен FIFA 11 - это магическое прилипание к мячу игроков, сам ИИ. Сие явление лишь следствие упрощенной математической модели ботов. Разность уровня «Легенда» и «Мировой класс», «Профи» - в скорости принятия решения, относительно положения Вашего стика. Бот реагирует не туда, куда Вы среагировали, завалили корпус, а на то, куда движется Ваш стик. Получается, тут как раз баланс и рушится - в этом самом месте и кроется дисбаланс.

Ловля в противоход, которая работает в реальном футболе, сейчас в игре мало работает. На сложном уровне игры боты не показывают фантастический футбол и изобретательные атаки с чудо дриблингом. Они играют по-другому – демонстрируют железные нервы, а затем словно с сигаретой в зубах катком прокатываются по Вашему «Реалу»,  как будто игра идет против нетрезвых команд третьего дивизиона чемпионата России.

В FIFA 12 докачаться в оффлайне можно вполне до приличного уровня. С помощью «Атлетико Мадрид» геймеру приличного уровня становится возможным выиграть все жесткие команды на уровне «Легенда». Пускай и с минимальным счетом. При этом  уровень точности паса может держаться на 88-92%, что в принципе в FIFA 13 погоды не делает. Сейчас низкие проценты брака труднее достичь. Мой до сих пор актуальный геймпад Microsoft Xbox 360 не позволяет так точно пасовать, чтобы показывать уверенные результаты из прошлой игры.

В FIFA 13  максимальную сложность сделали не «Легенда», а "Убер Инопланетянин": на ручном управлении среднему игроку делать там почти нечего. Скорость у игры итак завышена (на скорости «Низкая» - игра более-менее напоминает футбол), а тут еще докучают аркадные боты, которые не ошибаются никак. Про хваленую разработчиками модель загадочного 1го касания можно забыть - она ИМХО существует только на бумаге. Пример: я сделал резкий проникающий пас вперед с силой 3-3,5, мяч подпрыгнул, в свою очередь стоявший ко мне спиной (!) фланговый бот супостата легко прервал его своей головой, при этом он сделал фантастическую ТТД-скидку в одно касание на своего ЦЗ. ЦЗ же в свою очередь в касание отдал пас на Месси, а Месси, естественно, почти не глядя, забил гол с 30 метров. В 2 паса моя импровизированная горе-тактика «Суперзащита», 2 ряда отличных игроков (считай 4-5 звезды) игроков и воротчик не смогли отразить удар Месси из, видимо, параллельного мира. Потеря была на фланге – что в футболе не считается особо страшным, а является рабочим эпизодом, частью игры. Куда страшнее терять мяч в центре – здесь же трактовка фантастического эпизода как-то не особо тянет на звание фатальной ошибки команды. А еще страшнее – то, что я не понял логику компьютера в этой атаке, так как на фланг можно было сделать заброс свободному игроку, что мы часто видим по телевизору, но, видимо, «случайный гений» компьютера решил побыстрее единолично утвердиться в роли повелителя FIFA 13.

Когда боты реагируют только на стик - это и есть "рубиться в ФИФУ" , а стараться играть в симулятор футбола - это когда человеческий глаз реагирует на корпус игрока. Боту ох как нужны человеческие глаза, чтобы это походило на реальный футбол со своей психологией. Тогда команды, где играет Неймар и другие трюкачи в оффлайне заиграют новым колоритом.

Вывод. Когда-то я тоже играл на автомате, пока в один день не решил взять и все выключить в меню: сначала у меня пас летел в молоко. Повторюсь, в FIFA 11 это событие еще случилось. До меня дошло, что в этой тонкости пасов скрыто нечто эстетичное. Но за два года ручное управление в FIFA 13  повело, к сожалению, в иную плоскость. А PES 13 – там, господа, похоже, японцы бамбук не курят. Они взяли и скопировали модель ручного управления.  Они его еще и улучшили некоторыми фишками – у них есть помощь в виде стрелочки для ручного управления. Это, конечно, смахивает почти на читерство.  Зато пасы раздаются по принципу бильярда и можно действительно прибавлять в тики-таке, а также получать от этого удовольствие. Разработчикам придется поломать голову в дальнейшей конкуренции с PES, если японцы не будут терять форму. А я лично жду FIFA 14.